book review "Story of Your Life" ::: а вы говорите, русский сложный - "история твоей жизни", Тэд Чанг




то, о чем я сегодня я пишу, это даже не книга, а небольшой рассказ.
также это большое и красивое кино, которое вы, возможно видели - "Прибытие" Вильнева. 

"Возможно ли реально знать будущее? Не просто догадываться, но знать наверняка, с абсолютной уверенностью и в мельчайших деталях? Гэри однажды сказал мне, что фундаментальные законы физики симметричны во времени, что между прошлым и будущим с физической точки зрения нет никакой разницы. Учитывая данное обстоятельство, некоторые могут сказать: «Да, теоретически возможно». Но если спросить о конкретном будущем, практически каждый человек ответит «нет», ибо в мире существует такая штука, как свобода воли."


луч света попадает в воду и изменяет своё направление. при этом он всегда идет по кратчайшему пути из точки А в точку В.
мы мыслим в казуально: вот причина (изменение среды), вот следствие (изменение направления).
а инопланетяне в книге мыслят телеологически: есть исходная точка и есть конечная. луч света "знает" о них и "выбирает" самый короткий путь. 
но почему у них такое мышление?
вероятно, потому что пришельцы-гептаподы похожи на осьминогов. тела их симметричны, а язык не имеет понятий "вперед" и "назад". лингвист Луиза Бэнкс пытается понять инопланетян, изучая их язык. 
ведь в любом языке отражается картина мира и способ мышления его носителей. самое интересное в языке гептаподов оказывается то, что их картина мира уже написана до последней детали. в ней нет прошлого и будущего, в их истории всё уже известно наперед.
общаясь, они не передают новую информацию, а всего лишь актуализируют то, что собеседнику заранее известно. получается, они разыгрывают пьесу строго по сценарию. но зачем?

я помню, когда моя старшая дочка была маленькой, она раз за разом, каждый день просила рассказать ей на ночь сказку про репку. на сотый раз репа уже вязла у меня в зубах, но отступать от сюжетной линии дочка не позволяла. рассказывать нужно только так, как нужно, а никак иначе. кстати, в книге тоже есть такой эпизод.

возможно затем, зачем мы читаем книгу и слушаем музыку, пусть она знакома от корки до корки, от первой ноты до последней - чтобы проживать снова и опять?

Чанг здОрово описывает невозможный для землян инопланетный язык:

"Когда я научилась свободно писать на Гептаподе Б, семаграфические конструкции стали появляться полностью сформированными, представляя даже самые сложные идеи. Мое мышление, однако, ничуть не ускорилось: вместо того чтобы устремляться вперед, разум созерцательно балансировал над уравновешенной симметрией, лежащей в основе семасиографии гептаподов.
Казалось, это нечто большее, чем просто язык, а развитые семаграммы были подобны мандалам: я впадала в медитативное состояние, выбирая такой путь, где посылки и выводы становились обратимыми, легко меняясь местами. Большая семаграмма не имела никакого предпочтительного направления, в котором соединялись бы ее отдельные части, в ней не было никакого «потока мысли», бегущего по определенному маршруту; все ее компоненты были одинаково приоритетны, все они были равноправны в акте рассуждения"

в послесловии автор упоминает Хокинга, который когда-то сказал, мол, мучительно, что мы не помним своего будущего. а мне кажется, это великое счастье - не знать своего будущего. при этом постоянное беспокойство это лишь небольшая плата за веру в возможность изменить своё будущее. 

"Или нет?
Что, если сам факт знания будущего изменяет личность? Что, если у нее возникает чувство настоятельной необходимости действовать точно так, как она знает, что должна действовать?"

в этом коротком рассказе столько идей, что ухватиться можно за любую. вариационные принципы физики. мучения человека, который борется с неизбежным. свобода воли. полевая лингвистика. добрые инопланетяне, в конце концов.

даже если вы уже видели фильм, почитайте рассказ, он того стоит!

pics: http://www.fotoseimagenes.net/, https://www.kursoteka.ru

okitaro

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Instagram